Очередная история о том, как ученые мучали крыс, а на основании полученных данных маркетологи начали мучить людей

Был такой ученый — Фредерик Скиннер — который придумал ящик Скиннера. Идея до безобразия проста:

  1. Крысу или голубя помещают в ящик
  2. В ящике есть рычажок. Если на него нажать, появляется еда
  3. Животное изучало пространство и в какой-то момент неминуемо понимало взаимосвязь между нажатием на рычаг и появлением еды
  4. Животное начинало жать на рычаг специально
  5. Ученым — птичку не жалко

Далее вводились разные усложнения. Не буду описывать все, нам важно следующее: еду начинали давать не сразу, а после нескольких нажатий. В результате животное начинало жать на рычаг активней.

Звучит слишком просто. И так понятно, что если действие приводит к получению еды, животное будет его выполнять. Понятно и то, что если эта система начнет сбоить, животное будет выполнять это действие активнее, чтобы оно всё-таки сработало. Как мы по десять жмем на эту дурацкую кнопку домофона, чтобы впустить курьера. Интересное, как это водится, началось, когда эту лежащую на поверхности информацию начали использовать для манипуляции людьми.

По этому принципу работают азартные игры — например, в казино. Или в компьютерных играх — например, в какой-нибудь Дьябле из монстра может выпасть какое-то дурацкое зелье, а может — супер-редкое оружие. И человек, как крыса, с нарастающим усердием жмет на рычаг игрового автомата или на левую кнопку мышки.

Если вы не страдаете игрозависимостью, то плохих новостей вам всё равно не избежать. Ровно такую же штуку используют соцсети. Например, ТикТок намеренно показывает интересные пользователю ролики далеко не всегда. Крыса предсказуемо жмет на рычаг намного активнее, если еда появляется не после каждого нажатия.

6 мес   соцсети
Дальше